Авторизация
Свежие комментарии
-
Modband
Модный блог это здорово, слегк...Будет здорово если Вы, что нибудь добавите о...
- Moderator небольшая справочка..) "Учебные заведения в...
- Expert Теннисный костюм претерпел очень сильное...
- Expert Кстати, ткань - марля, это вполне приличный...
- Expert Эскизы фасонов женских платьев, хорошо дают...
О, легкомысленное рококо! Элла Венде
Рококо увязывается в нашем представлении, прежде всего с Францией, Парижем, Версалем и всем, что в XVIII в. было французским. Французский язык, французские искусство, нравы и мода доминировали во всей Европе. Вольтер, посетивший в 1750 году Германию, писал: «На немецком языке изъясняются здесь только с солдатами и лошадьми». А один из русских дворян, вернувшись из Франции, рассказывал, что в Париже все так культурно — даже дети говорят по-французски.
Вплоть до смерти Людовика XIV в 1715 году во Франции сохранялась суровая атмосфера последних лет предыдущего столетия. Вместе с королем старел его двор, впадая в некое религиозное оцепенение. Блистательные дни остались в прошлом, всяческие увеселения прекратились, вечера коротали в семейном кругу. Изматывающие войны конца правления Людовика XIV опустошили государственную казну настолько, что в плавильную печь пришлось отправить королевский золотой сервиз вместе с кольцами для салфеток, украшенными бриллиантами, и серебряный алтарь собора Парижской богоматери.
Людовику XV было всего пять лет, когда умер прадед, и когда спустя восемь лет состоялась его коронация, все было уже совершенно иным. Суровость, напыщенность предыдущих лет исчезли. Экономическое положение народа и государства отнюдь не улучшилось, но этого старались не замечать, над этим лишь смеялись. Смехотворными казались геройство, предприимчивость, набожность. Высмеивалось все, что хоть в малейшей мере напоминало о бедности или нищете. Ведь жизнь дана для того, чтобы радоваться ей, наслаждаться ею! Учились лицемерить, не замечать ничего неприятного. «Если наши добродетели не приносят нам счастья, то на кой черт они нам нужны?» манеры должны были быть элегантными, отношения галантными. Какая бы тяжелая подагра ни свела суставы, ходить следовало прямо и легко. Богатство и женщин завоевывали и теряли с приятной улыбкой на устах. Полуживыми отправлялись на охоту, и самой красивой считалась смерть на балу или в театре. Чтение считали дурной манерой, его полностью заменила игра в карты. Эту эпоху иногда называют женоподобной. Почему? Видимо, из-за жеманной манерности, изысканного образа жизни того времени. XVIII век — один из самых противоречивых в истории эпох. Рядом с новыми идеями эпохи просвещения процветала преувеличенная жажда наслаждений, наряду с развитием революционных идей каменела политическая мысль и рядом с пороками соседствовал чистейший идеализм.В XVIII в. возросла вновь роль женщины в политической и общественной жизни. В России и Австрии официально правили женщины, во Франции — любовницы копя, придворные дамы и актрисы. Да и в семейной жизни бразды правления взяла в свои руки жена. Муж стал скорее терпимым гостем в собственном доме, нежели хозяином. Гости на пороге спрашивали теперь: «Хозяйка дома?», вместо прежнего «Господин, обед подан!» слуги
докладывали: «Мадам, стол накрыт!». В то же время мужья требовали от жен нежных чувств, прекрасных стихов и слов любви — правда, не от своих, а чужих. Чрезмерная забота о супруге почиталась дурным тоном. Не только в Париже, но и в Вене и других городах вошел в моду «друг» на итальянский или испанский манер, и в обществе жены спокойно, элегантно восседали между законным и незаконным мужьями. Катехизис морали того времени «Bagatelles morales» красноречиво описывает отношение женщин к супружеской жизни: «Вы продолжаете любить своего мужа по истечении шести месяцев? Это может позволить себе какая-нибудь модистка, но не светская дама. Вас вводит в краску комплимент галантного кавалера? В наше время краснеют только посредством грима. Вы встаете в восемь часов утра и принимаетесь сразу же за домашние дела? Но в это время возвращаются только с бала!». Больше всего упрекали простых женщин за их любовь к мужу. Одна молодая дама сказала Казанове, всеми средствами пытавшемуся соблазнить ее: «Сударь, потерпите же две недели. Тогда я буду уже замужней и свободной».
Все прежние патриархальные обычаи, понятия о морали и воспитании были забыты. Зато научились завязывать любовные и светские интриги. Женское образование упало на самый примитивный уровень. Никто уже не ждал от женщин умения переводить Гомера или Петрарку, зато она должна была уметь играть в карты и быть искусной кокеткой. Лучшее по тому времени образование давал монастырь. Если раньше это мрачное и аскетическое заведение служило убежищем для разбитых сердец, то теперь стало упрощенной копией высшего света. В монастыре женщина училась (жить и спать перед зеркалом), что означало умение находиться постоянно под бдительным оком светского общества. Даже одежда воспитанниц монастыря соответствовала их будущему положению в обществе. Под коричневой монашеской мантией носили корсет с кринолином и шелковым платьем, белый платок на голове окаймляло кокетливое кружево, прическа, хотя и скромная, соответствовала моде. Азам дамского воспитания девочек обучал в детстве учитель танцев, дрессировавший их осанку и походку, знакомивший с правилами поведения в обществе и светскими манерами. Монастырь покидали обычно в день помолвки. Жениха выбирали родители, и случалось, что девушка видела своего суженого впервые лишь у алтаря. Это отнюдь не огорчало ее, для нее замужество было лишь своеобразным пропуском в свет и обеспечивало желанную свободу. Медовый месяц, если он вообще состоялся, был коротким, так как трогательное уединение почитали мещанством.
Ограниченность интересов приводила к появлению всяких абсурдных занятий, например т. н. парфилажа — выдергивания из парчовой одежды мужчин серебряных и золотых нитей. От этого увлечения была хоть некоторая польза: собранным золотом или серебром можно было расплатиться за картежные долги. Но уж вовсе бессмысленно было портить старые гравюры для того, чтобы вырезанными фигурками оклеивать ширмы в комнате.
Были, конечно, и женщины, кого больше увлекали политические интриги и интеллектуальные занятия. Предприимчивые женщины достигали нередко весьма высокого положения в обществе. Самой известной женщиной эпохи была, несомненно, любовница Людовика XV маркиза де Помпадур. Красивая, неглупая девушка из простой семьи была воспитана дворянами, добивавшимися благоволения короля, и представлена королю. Интеллигентная по природе и сравнительно хорошо образованная, мадам Помпадур постепенно начала играть все более важную роль в общественной и политической жизни Франции. В ее салоне не только ели и пили, но и распределяли должности, земли. Желанными гостями у нее были литераторы и художники. Она вела переписку со многими правителями государств, в том числе с Екатериной II Марией Терезией. Министры и послы разных государств присутствовали при ее утреннем туалете, снабжая ее свежими новостями внутренней и внешней политики. Наряду с увеселениями большое внимание маркиза уделяла развитию наук и искусств, поддерживала поэтов, покупала картины художников. Когда энциклопедистов обвинили клевете на короля и церковь, мадам Помпадур решительно выступила в их защиту и на одном из великосветских приемов наглядно продемонстрировала королю, как легко с помощью энциклопедии прослыть знатоком в самых разных областях знаний, о которых прежде и понятия имели. Это понравилось королю, и энциклопедия была спасена от сожжения. Но как часто случается в истории один несет грехи других. В глазах простых людей мадам Помпадур стала символом разлагающейся власти дворянства и самой ненавистной женщиной Франции. Король отдал в ее распоряжение Елисейский дворец (нынешняя резиденция президента Франции). Для мадам, боявшейся народного гнева, спроектировали специальный мост через Сену. Архитектор, проектировавший этот мост, якобы сказал: «Это должен быть очень прочный мост, потому что ему придется выдерживать самое тяжелое бремя Франции». Мост сохранился до наших дней.
Мадам Помпадур обладала высокоразвитым художественным вкусом, любила сама вырезать украшения из сл новой кости. Наряды ее были столь прекрасны и дороги, что после ее смерти пожалели надеть хотя бы одно из них на нее. Поскольку в Версальском дворце даже разговоры о смерти были запрещены, то труп бывшей фаворитки короля замотали просто-напросто в тонкое полотно и тайно вынесли из дворца.
Заключительной ступенью пышной барочной одежы стал костюм-рококо, сформировавшийся в основных своих чертах во Франции уже в первой четверти XVIII в. Формы уменьшились, детали стали разнообразнее и изящнее, великолепие сменилось прихотливостью. В покрое одежды не произошло существенных изменений. Силует стал более вычурным, но сохранил прежнюю аристократичность. Внешний блеск и грациозность, легкость были одинаково в почете. Французская придворная мода скоро покорила всю Европу. Ее приспосабливали к своим возможностям даже простые женщины, которым дорогие материалы, в том числе сукно, а также роскошные предметы и украшения были, конечно, недоступны. Широко» распространению моды способствовали и журналы мод массово вывозимые теперь из Франции, а также куклы пандоры, путешествовавшие по всей Европе еще в прошлом столетии.
Лиф оставался по-прежнему узким, заканчиваясь спереди более или менее острым мысиком, иногда закругленно. Декольте украшалось поначалу лишь одним бантом, именуемым «посланником любви», т. к. под ним дамы прятали свои письма и письма возлюбленных. Вскоре лиф украсился целым рядом бантов, каждый из которых имел свое название (3).
Рукава были узкими, до локтя и заканчивались пышными воланами (3). Вызывающе открытый вырез платья, характерный для прошлого столетия, уменьшился и имел часто четырехугольную форму. Главное внимание уделялось юбке. Вновь вошли в моду кринолины. Но если в прежние времена каркас служил опорой для тяжелых материалов, то теперь, когда ткани стали легкими, он стал формообразующим элементом и создал совершенно новый силуэт. Объект насмешек карикатуристов и угроз распорядителей одежды, юбка стойко держалась в моде вплоть до Великой французской революции. Считают, что возродилась она в Англии в начале столетия под влиянием испанской моды. Французы увидели ее впервые на сцене в 1718 г. и встретили насмешками. Именно это и обеспечило ей успех. Вначале юбка имела круглую форму, для поддержания формы в клеенчатый материал вшивали металлические обручи. При трении о клеенчатый материал обручи издавали характерный звук, отчего юбки стали называть «criard.es», т. е. кричащими. Позже клеенчатый материал заменили на другой, более мягкий. Юбка приобрела эллипсоидную форму, т. е. спереди и сзади была как будто сплющена, по бокам широкая. Диаметр такой юбки по нижнему краю достигал иногда 2,5 м (2).
В комнате она занимала в три раза больше места, чем раньше, в дверь можно было протиснуться разве что боком. Когда дама ехала в карете, юбка выступала с обеих сторон ее. Кавалерам во время прогулки приходилось шагать в нескольких шагах от дамы — спереди или сзади. Кринолин позволял кокеткам демонстрировать кружева нижних юбок и даже ноги до щиколоток, для этого требовалось лишь умение раскачивать юбку. Несмотря на протесты духовенства кринолины проникли даже в монастырь. Их носили деревенские девушки, служанки и даже дети. Металлические и деревянные обручи со временем с успехом заменил китовый ус. Для удовлетворения повышенного спроса на него в Голландии уже в 20-е годы XVIII в. было создано акционерное общество по добыче китов.
Во второй половине столетия форма юбки несколько изменилась. Каркас доходил только до коленей, нижняя часть свободно спадала воланами. Эта форма как нельзя лучше соответствовала новому стилю жизни, который пропагандировал итальянский врач Тронкини. По принципу «назад к природе» он советовал вести здоровый образ жизни, пить молоко, рано вставать и по возможности часто бывать на лоне природы. Широкий волан юбки позволял двигаться довольно свободно, поэтому юбка получила широкое признание у женщин, желавших сохранить вечную молодость и красоту. С равновесием, правда, были кое-какие затруднения, но при помощи длинной палки «тронкинировать» было довольно-таки забавно (4).
Вскоре в моде появилась еще одна форма юбки с большими подушками на бедрах вместо каркаса (5).
Платье получило название «полонез», и его до сих пор можно видеть на сцене театров как одежду пастушек (6).
Кроме этого в XVIII в. носили интересные верхние платья типа манто. В первые годы периода рококо появился и контуш (1)
— довольно узкий в плечах и равномерно расширявшийся книзу, завоевавший огромную популярность. Его часто изображал на своих картинах художник Ватто, отсюда и часто употребляемое название — платье со складкой Ватто. Распространенным во всех слоях общества было и т. н. стильное платье с узким лифом и мягко спадавшей сосборенной юбкой, или мягкая юбка с маленьким приталенным жакетом. Новое направление в моде, близкое уже к классицизму, связано с именем художницы Виже-Лебрён. Она вернула в одежду античную драпировку, прическу из свободно спадающих локон и развевающиеся просвечивающиеся вуали. Художница устраивала приемы, на которые дамы являлись в желтых бархатных платьях с белыми бантами, в бледно-голубом платье с гирляндами из роз или в белом одеянии. Эти наряды получили название «белой симфонии». В одежде, по ее мнению, должен проявляться вкус каждой отдельной женщины, а не модельера.
Большую роль и в период рококо играл материал. Мужскую и женскую одежду шили из одних и тех же материалов. Жена из своей широкой юбки вполне могла сшить мужу костюм. Важнейшими материалами были атлас и сатин, только самые торжественные наряды шили из парчи. Блеск атласа оттеняли тонкий матовый бархат и воздушные кружева. В моде были мягкие преломленные тона. Рококо — непревзойденный мастер нюансирования цветов. Каждому оттенку давалось свое название, например: «лондонский туман», «умирающая обезьяна», «веселая вдова» и пр. К концу столетия вошли в моду коричневые тона, при различении оттенков его исходили из цвета, присущего блохе: «молодая блоха», «старая блоха», «блошиное брюшко» и т. д. Прекрасным был и орнамент текстиля. Исчезли тяжелые барочные узоры с центральными мотивами. Преобладали цветочки и маленькие венки, разбросанные свободно по светлому фону. Орнамент был асимметричным, но крупные части его были всегда уравновешены. Встречались и поэтичные живописные мотивы типа пасторали, но и они отличались легкостью и изяществом.
Беднейшие слои народа носили одежду из хлопчатобумажной ткани, вырабатываемой в Англии. Ввоз ее был строго запрещен, так как опасались, что дешевая хлопчатобумажная ткань составит конкуренцию местным шелковым тканям. Несмотря на запрет хлопок наводнил внутренний рынок. Платья из этого материала сдергивали с женщин прямо на улицах, но и это не помогло. Даже мадам Помпадур с гордостью говорила, что в ее дворце вся мягкая мебель обита хлопчатобумажным материалом. Во второй половине столетия появились легкие и тонкие английские ткани, такие, как муслин, батист, линон. Их носили в основном белыми. Единственное, что не было еще белым, было подвенечное платье.
В XVIII в. широко использовали кружева. Ими украшали не только нижнее белье, но и верхнее платье, а также постельное белье. Воздушное, почти невесомое плетеное кружево изготовляли в Северной Франции и Фландрии как в государственных, так и в кустарных мастерских, где молодые девушки зарабатывали себе на приданое. Дорогие кружева являлись источником больших доходов для государства. Часто, чтобы продемонстрировать другим свои роскошные кружева, женщины вывешивали белье сушиться на окна со стороны улицы. Некоторые даже после смерти не желали расставаться с кружевами и требовали уложить их с собой в гроб. Во время французской революции, когда в Сене и в закоулках стали находить трупы неизвестных и встал вопрос о введении паспортной системы, префект полиции утверждал, что каждого порядочного человека можно узнать по его кружевам. Кружева начали исчезать лишь после создания в Англии машины по изготовлению тюля, когда они стали дешевыми и более доступными. Воланы, в начале столетия незначительно использовавшиеся для отделки низа рукавов и юбки, к середине столетия стали наиболее ценным элементом декора. В моду вошли также всевозможные банты, ленты и цветы — искусственные и даже живые. Искусственные цветы изготовлялись преимущественно в Италии в женских монастырях, но даже на этом поприще Франция захватила потом первенство. С течением времени платье все больше и больше заполнялось кружевами, воланами, бантами, рюшами, галунами, кантами и цветами, пока в конце концов материал платья уже совсем не просматривался. И тогда отказались от всего этого.
Женская прическа уже в этот период составляла резкий контраст пышной, богато декорированной одежде. После исчезновения в первые годы нового столетия сверх-высокого фонтанжа прическа на протяжении почти всего периода рококо оставалась очень простой. Вероятно, все внимание было направлено на оформление юбки. Шея, затылок и уши были открыты, волосы собраны на затылке и украшены бантом или цветами. На голове носили окаймленный кружевом чепец. В моду вошло припудривание волос серой рисовой или пшеничной мукой — так впервые в истории моды возникла иллюзия старости, поскольку и у молодых и у старых волосы были одинаково белыми. На голове можно было носить украшение, скомбинированное из цветов, бантов и кружев. В конце столетия интерес к юбке стал ослабевать, и все внимание снова сосредоточилось на прическе. Она становилась все выше спереди и пышнее сзади. Во время правления Марии Антуанетты, задававшей тон во французской моде, прическа потеряла всякое чувство меры. На голову натягивали каркас, заполненный чужими волосами и кусочками ткани. На эту конструкцию начесывали свои волосы, предварительно обильно смазанные жирной пахучей мазью. Волосы таким образом стояли торчком, и посыпанная сверху мука не осыпалась. Прически эти были очень дорогими и отнимали много времени, поэтому их не разбирали неделями, что создавало идеальную среду для вшей. Пришлось изобрести даже длинные костяные или металлические спицы (grattoirs), которыми можно было чесать голову, не портя прически. Во время сна голова опиралась на специальную подставку, однако.. . благовонная жирная мазь притягивала к себе мышей. В результате один находчивый англичанин изобрел проволочный чепец для защиты от грызунов. Когда в моду вошли живые цветы, в прически стали прятать сосуд с водой. Цветы, конечно, сохранялись долго, но ходить и сидеть с таким сосудом на голове следовало крайне осторожно, чтобы не налить себе воды за шиворот. Парикмахеры уравнивались теперь с художниками, один из них добивался даже зачисления во Французскую академию. Большой известностью пользовался некто Даге, использовавший для своих фантастических причесок птичьи гнезда с яйцами, разные безделушки и миниатюры любимых. Прически занимали важное место в светской жизни, о них часто упоминается в мемуарах и письмах того времени. Однажды парикмахер королевы похвастался, что упрятал в прическу, чтобы поднять ее выше, ночную сорочку. На следующий же день в обществе появилась дама с дамастовой скатертью в прическе. Другая решила изобразить себя женой садовника, водрузив на голове артишок, кочан капусты, морковь и редис. Идея настолько понравилась, что скоро овощи и фрукты оттеснили на задний план цветы. Самой высокой была прическа со страусиными перьями. Еще выше поднимались прически только на карикатурах, массово появлявшихся в то время. Перед самой революцией эти тяжелые конструкции распались. По примеру Англии волосы стали носить свободно распущенными или завязывали их узлом на затылке. Все внимание перенеслось на широкополую шляпу, ее не снимали даже в помещении. Миниатюры возлюбленных вправляли теперь в броши, браслеты. В этот период тяжелых кринолинов и высоких причесок произвести туалет было делом сложным и трудоемким. Об этом красноречиво пишет в своих мемуарах мадам Жанлис: «Если бы вы знали, что такое бальный туалет! Это одно из самых трудных и комичных дел, которое можно себе представить. Мне сказали, что я буду одета в костюм пастушки, но у французов о нем весьма своеобразное представление. Прежде всего нацепили на голову подушку и шиньон, хотя у меня самой красивые волосы. На все это взгромоздили большую шляпу, украшенную вуалью, бантами, цветами и полдюжиной страусиных перьев. Эта тяжесть давила на меня, я не могла двинуть головой и чуть не задохнулась. К бедрам же прикрепили мешок с конским волосом, надели нижнюю юбку. И наконец платье с венками из цветов. В таком виде меня повели на бал и предупредили: «Смотри, не испорть прически, не помни платье, не сотри грим!». Я едва передвигала ноги и выглядела столь несчастной, что никто и не мог поверить, что я хочу танцевать».
Любимым предметом туалета стал веер, украшенный дорогими миниатюрами, эмалью, слоновой костью, перламутром, кружевами и страусиными перьями. Искусству обращения с веером учились долго и терпеливо. С помощью его женщина могла передать любые чувства. Нервный, быстрый взмах означал гнев, плавное движение веера вперед-назад говорило об удовольствии, легкий взмах вверх-вниз означал согласие и т. п. Когда же веер в один прекрасный день понял, что женщина забыла прекрасную игру намеков и использует его лишь как опахало, он настолько обиделся, что навсегда исчез из женского туалета.
Туалетный столик был важнейшим предметом мебели этой эпохи. Снабженный зеркалом, украшенный, как алтарь, кружевом и убранный муслином, как колыбель, он содержал весь арсенал косметических средств: неисчислимое количество жидкостей для гримирования и высветления, пудры, парфюмы, краски, средства от веснушек и прыщиков. С их помощью лицо превратилось в произведение искусства, из-под грима лица не было видно так же, как не видно под творением художника холста. Гримирование было исключительной привилегией знатных дам, другим, в том числе и женщинам легкого поведения, оно было запрещено. Дама высшего света уже издалека бросалась в глаза своим искусным гримом. Щеки сильно нарумянены, остальная часть лица бледна до крайности. Для полной иллюзии проводили на лице голубые прожилки, будто бы проглядывающие сквозь нежную, тонкую кожу. С этой же целью производили кровопускание и пили уксус. В макияже главным был красный грим самых разных тонов. Расходовали его в больших количествах. Так, в 1781 г. одна дама купила зараз шесть дюжин баночек с красным гримом. Франция в год расходовала два миллиона баночек с этой краской. Гримировали даже мертвых, чтобы они выглядели как можно красивее. Некоторые дамы в своем завещании точно описывали, как следует загримировать их после смерти. Нежную кожу шеи подчеркивали прозрачные платки с расписными синими прожилками. После посещения Петром I Людовика XV одежду стали оторачивать мехом, чтобы подчеркнуть персиковый цвет лица. Важным элементом оформления лица стали мушки. Эти черные пластыри из бумаги, шелка или бархата могли иметь форму круга, солнца, полумесяца, звездочки, сердца и пр. По расположению их на лице или шее догадливый кавалер узнавал все, что хотела сообщить ему дама сердца. Мушка на носу означала бесстыдство, на глазу — страсть, на губе — кокетство, на лбу — величие, в углу рта — жажду поцелуя и т. д. Для начинающих кавалеров, видимо, должны были существовать в то время какие-то словари для расшифровки этой информации.
Чем больше применяли косметику, тем меньше возможностей оставалось для гигиенических процедур, отсюда, вероятно, столь тонкое знание цветов всяческих насекомых. Бессмысленно было бы искать в тогдашних жилых помещениях ванную комнату или хотя бы приличный умывальник. Достаточно было небольшой чашки, куда окунали| пальцы или смачивали кончик полотенца, чтобы утереть им лицо. Мытье считали занятием вредным, бани же были закрыты в связи с массовым распространением галантных болезней. Дурной запах тела помогали замаскировать благовонные масла. Одна дама, в ответ на замечание Петра I по поводу ее грязных рук кокетливо сказала: «Ваше величество, если бы вы видели, какие у меня ноги!»
Когда спустя годы гильотина начала сечь эти кукольные головы, известный государственный деятель Франции Талейран подвел краткий итог прошлому столетию: «Кто не жил до 1789 года, тот не знает, что такое радость жизни».
Материал журнал "SILUETT" 1982/1
Автор Элла Венде